МЕНЮ
Москва, ул. Беловежская, д. 71
Задать вопрос адвокату

Задать вопрос

Ваше имя и отчество (*):
Ваш номер телефона (*):
Ваш адрес эл. почты (*):
Ваш вопрос (*):
Отправить
Социальное обеспечение

Социальное обеспечение

Право социального обеспечения: основные определения

Чтобы лучше понимать суть права социального обеспечения в современных понятийных формах следует проанализировать историю его создания. Более глубокие знания можно получить из специализированных юридических материалов. Здесь же отметим только основные позиции. Сложно утверждать, где впервые были созданы специализированные системы страхования социального типа. Несколько их разновидностей были созданы практически одновременно в конце 19-го – начале 20-го веков. Исследователи отмечают явную связь этих событий с глобальной индустриализацией и первыми массовыми выступлениями наемных рабочих предприятий с требованиями о защите своих прав.

В Германии соответствующие системы стали внедрять в 1883 году. Буквально за 5-6 лет количество людей, охваченных соответствующими программами, составило более 11% от всего населения страны. Позднее подобные страховые системы появились в Великобритании, Франции. Гораздо позднее, только после Великой экономической депрессии 30—х годов прошлого века социальной страхование стало широко применяться в Соединенных Штатах Америки, и Канаде. Можно констатировать, что именно упомянутые выше события стали причиной появления разработок научного характера, в которых стали рассматривать соответствующие понятия.

Приведем мнения нескольких авторитетных авторов, которые хорошо иллюстрируют принципы формирования основных определений. В их представлении право социального обеспечения– это:

  • Механизм, который должен функционировать таким образом, чтобы при возникновении такой необходимости был обеспечен уровень личного достатка, подобный утраченному. Его надо создавать на базе специализированных служб (Г.Калверт).
  • Особое средство. Оно используется при наступлении случаев, когда возникают условия бедности, недостаточно обеспеченности (Р. Лоусон).
  • Алгоритм, уменьшающий неравенстводоходов и соответствующего социального обеспечения за счет перераспределения средств, использования особых мероприятий экономического характера (Титмус).
  • Страховая система,которая обеспечивает определенный уровень обеспеченности при утрате источника заработка, либо соответствующих способностей (ЭС «Британика»).

Позднее, в материалах Международной организации труда (1944, 1979 г.г.) были отмечены рекомендации о необходимости создания гарантийных фондов, обеспечивающих нуждающихся средствами для существования. Также было указано, что общий комплекс социальных мероприятий должен выполнять функции регулятора, компенсирующего на разумных основах «несправедливость… экономической деятельности», а также вредные природные факторы. Во многих трудах подчеркивалась необходимость в той или иной форме произведения передачи некоторой части средств от высокодоходных групп населения тем людям, которые обеспечены недостаточно. В частности, отмечалась консолидирующая и стабилизирующая роль соответствующих гарантий для общества в целом. Первые законодательные акты в данной области в России были приняты в 1903 и 1912 г.г. Термин «право социального обеспечения» стал применяться в СССР в конце 30-х годов прошлого века. Тогда в Конституции было закреплено только право на «материальное обеспечение при нетрудоспособности и в старости».

Позднее это понятие было расширено до особой формы распределения материальных благ. В него стали включать комплексно системы: санаторного лечения, помощи на дому, иных общественных отношений, основанных на специализированных правовых нормах.

Принципы и функции права социального обеспечения

Рассмотрим подробнее принципы, на которых основаны действующие механизмы современного права социального обеспечения:

  • Всеобщая направленность действия соответствующих отношений. Это означает, что определенные права при наступлении установленных случаев предоставляются не только гражданам страны, но и лицам без гражданства, иностранным подданным. Не допускается дискриминация по полу, конкретному месту проживания человека, вероисповеданию, национальности, иным признакам. Отдельно отметим, что обеспечение предоставляется не только работникам, но и членам их семей, а также другим членам общества, которые не занимаются никакой трудовой деятельностью.
  • Достойные компенсации. Они должен обеспечивать доход, не ниже того, который определен прожиточным минимумом.
  • Различные основания для получения соответствующей помощи:
    • нетрудоспособность;
    • инвалидность;
    • старость;
    • необходимость в получении медицинских услуг;
    • уход за ребенком, воспитание и обучение детей.
  • Денежные (пенсии) и натуральные (льготы) формы предоставления помощи.
  • Дифференцированный подход к выработке отдельных норм, в которых будут учитываться климатические условия, возраст человека, иные значимые факторы.
  • Привлечение общественных организаций для внесения изменений в законодательные нормы, которые используются для реализации прав социального обеспечения. Создание механизмов, обеспечивающих действенное участие граждан в совершенствовании действующих законодательных норм.

Право социального обеспечения используется для решения гораздо большего количества задач, чем определяет его название. Как было отмечено выше, в настоящее время данное понятие трактуется шире, по сравнению с временем стадии формирования базовых принципов. Изучим подробнее основные функции и некоторые особенности права:

  • Основная, защитная функция, заключается в создании благоприятных жизненных условий при возникновении болезни, иных сложных ситуаций.
  • Если временно или полностью утеряна трудоспособность из-за несчастного случая, либо по достижении определенного возраста, то система социального обеспечения поможет получать доход. Эта функция, производственная, упрощает своевременную ротацию персонала, смену поколений.
  • Право социального обеспечения, а точнее – созданные на его основе рабочие механизмы, выполняют экономические функции. Некоторые из них были упомянуты при рассмотрении исторических фактов. Они основаны на перераспределении доходов с целью их частичного выравнивания между работниками и теми людьми, которые потеряли источник заработка. Данные задачи решаются оперативно с помощью денежных средств, накопленных в специализированных фондах.
  • Наличие достаточного дохода позволяет гражданам поддерживать на хорошем уровне свой статус. Для использования транспорта, в некоторых случаях соответствующие возможности предоставляются в натуральной форме, как льготы, компенсации. Здесь обеспечение выполняет социальные функции, помогает решать психологические и реабилитационные проблемы.
  • Качественное обеспечение помогает решать демографические задачи. В частности, оно оказывает косвенное, но при этом существенное влияние на рождаемость, среднюю продолжительность жизни.

Нетрудно сделать правильные выводы о том, что многие функции из перечисленных выше пунктов следует рассматривать в совокупности, с учетом имеющихся взаимных связей. Так, например, защита при возникновении сложных ситуаций позволяет создать комфортную для человека психологическую атмосферу. Это упростит решение реабилитационных задач, будет способствовать полноценному выполнению функций государства по созданию достойных условий проживания граждан.

Право социального обеспечения можно рассматривать, как специализированную отрасль, которая создана из множества правовых норм, использующихся для регуляции соответствующих отношений в обществе. Приведем примеры использования отдельных инструментов:

  • Денежные выплаты – доплаты, пенсии, компенсации проезда, продуктов питания.
  • Предоставление натурального обеспечения – инвалидные коляски, лекарства.
  • Услуги – лечение заболеваний, профилактическое и санаторное обслуживание, обучение детей.

Для реализации любой из перечисленных выше задач создается комплекс необходимых правовых норм, которые используется для регулировки и управления рабочими процессами.

Для повышения эффективности действующих механизмов используются исследования и разработки в области социального обеспечения. С помощью научных технологий изучаются общественные отношения, производится оперативный мониторинг имеющих значение показателей по определенным критериям. Они помогают выявлять закономерности правового регулирования в данной сфере, уточнять особенности и продуктивность отдельных приемов.