МЕНЮ
Москва, ул. Беловежская, д. 71
Задать вопрос адвокату

Задать вопрос

Ваше имя и отчество (*):
Ваш номер телефона (*):
Ваш адрес эл. почты (*):
Ваш вопрос (*):
Отправить

Что делать в случае задержки рейса?

Наступает пора отпусков. В связи с этим многие из нас собираются провести несколько дней за границами РФ или в ее пределах. В любом случае мы можем столкнуться с ситуацией, когда на табло вылета мы видим: “Рейс задержан”. И понимаем, что за данной надписью кроется целый вал проблем: сколько мы проведем в здании аэропорта ожидая вылета, когда нам удастся наконец прилететь в запланированную нами страну, заселиться в отель и придатся долгожданному отдыху.

В данном случае определим первоочередные мероприятия, которые нужно провести при возникновении подобной ситуации.

Первоначально при выборе компании которая предоставляет услуги по авиасообщению, следует обратить внимание на сервис Росавиации http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-svedenija-o-zaderzhkah/ и просмотреть насколько часто компания перевозчик допускает задержки рейсов и сроках задержки. Таким образом вы на первоначальном этапе оградите себя от возможных проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем.

Но перейдем к ситуации, когда ваш рейс не отправился вовремя, необходимо после объявления этого отправиться к информационной стойке и попросить от сотрудника компании дать пояснение. Получите ли вы ответ или нет в данном случае главным не является, главное, чтобы была выдана справка о задержке рейса или сотрудники компании проставили письменную отметку на самом авиабилете о задержании рейса.

Кто виноват

Согласно статьям 794 и 795 Гражданского кодекса РФ, в некоторых случаях перевозчик освобождается от ответственности за отмену или задержку рейса.

Авиакомпания виновата, если рейс отменен или задержан из-за:

  • нестыковки в расписании;
  • неготовности экипажа или борта к выполнению рейса;
  • отказа в посадке пассажира на рейс из-за «овербукинга» (некоторые авиакомпании продают не фактическое число авиабилетов на рейс, а немного больше, учитывая, что по статистике часть клиентов в последний момент отказывается от поездки; «овербукинг» — как раз тот случай, когда пассажиров больше, чем мест в самолете);
  • невыгодности перелета для авиакомпании;
  • других ситуаций, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

Авиакомпания не виновата, если выполнить рейс вовремя помешали:

  • явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия;
  • военные действия;
  • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
  • а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.

На что можно рассчитывать

1. Рейс отменили за несколько дней

Традиционно вместе с сообщением об отмене рейса авиакомпания предлагает вам два варианта решения проблемы.

  • Альтернативный перелет. Это может быть другой маршрут того же перевозчика или рейс другой компании. Менять пункт назначения при этом нельзя.
  • Возврат стоимости авиабилета в полном объеме (вынужденный отказ, согласно п. 227 Федеральных авиационных правил). Если вы приобрели один билет на рейс с пересадкой, можете рассчитывать на возмещение стоимости всего маршрута. Если же билетов было два (скажем, отдельно Москва-Лондон и отдельно Лондон-Эдинбург), и первый рейс отменили, вернуть получится только сумму за перелет Москва-Лондон, а билет из Лондона в Эдинбург придется сдавать по обычным правилам тарифа. Если отмена коснулась второй части вашего путешествия, и вам не предоставили альтернативных вариантов перелета из Лондона в Эдинбург, а поездка потеряла смысл, перевозчик обязан не только вернуть вам деньги за билет в столицу Шотландии, но и обеспечить бесплатный возврат в Москву. Что касается билетов туда и обратно, вернуть полную стоимость при отмене рейса можно, только если они куплены не по отдельности, а по принципу round trip (оба билета на одном бланке).

2. Рейс отменили или задержали, когда вы уже прибыли в аэропорт

Это может произойти по разным причинам: из-за погоды, по вине авиаперевозчика, из-за чрезвычайной ситуации и т. д. В любом случае авиакомпания обязана сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эту информацию вы, согласно пунктам 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», можете получить у сотрудника компании. Он же обязан предложить вам варианты дальнейших действий.

Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом или рейсом другого перевозчика. Разумеется, если в изменении ваших планов виноват авиаперевозчик, этот вариант для вас бесплатен. При перелетах местной авиакомпанией внутри Евросоюза у вас есть еще и право на компенсацию — при определенных условиях, речь о которых пойдет ниже.

Компенсации в России

Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»), а также 25 % МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа (ст. 120 Воздушного кодекса РФ). По российскому законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, тем не менее вы имеете право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

Компенсации в странах Евросоюза

Согласно общеевропейским нормам, при задержке рейса вам положены следующие суммы компенсации в зависимости от времени и расстояния:

Менее 2 часов компенсация не выплачивается.

Более 3 часов от 1 500 км. – 250 евро. От 1 500 км. до 3 500 км. – 400 евро.

от 1 500 км. внутри ЕС – 400 евро.

От 3 до 4 часов от 3 500 км. между аэропортами ЕС и не ЕС – 300 евро.

От 4 часов от 3 500 км. между аэропортами ЕС и не ЕС – 600 евро.  

Компенсации в США

В Соединенных Штатах закон не обязывает перевозчиков предоставлять пассажирам задержанных или отмененных рейсов напитки, еду или телефонные звонки: у каждой авиакомпании свои правила на этот счет.

Возврат денег при длительных задержках или отменах также не предусмотрен законом, но большинство авиакомпаний поменяют вам билет на свой ближайший рейс или помогут улететь бортом другой компании. Если новый билет будет дороже, разница — за ваш счет. Единственный вариант, в котором закон предусматривает возврат денег за билет и/или компенсации, — это когда пассажир не попал на рейс из-за «овербукинга».

                      Что должны предложить вам сотрудники компании при задержке рейса? 

При задержке рейса вы вправе потребовать от сотрудников компании следующее:

  1. Обязанность предоставления места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
  2. Принять на ответственное хранение багаж, до момента вылета.

После того как в течение 1 часа или 1 часа 30 минут ваш рейс, так и не вылетел компания перевозчик должна осуществить следующие мероприятия:

Если рейс не вылетел в течение 2 часов:

  1. Возможность бесплатно позвонить по телефону в любую точку мира.
  2. Предоставить пассажирам кофе, чай, воду и соки в любом необходимом количестве.

Если вылет так и не состоялся в течение 4 часов и более:

  1. Горячее питание сразу, а далее через каждые шесть часов в дневные часы и восемь часов в ночные часы.

Если вы ждете рейс уже 6 часов:

  1. Забронировать и поселить вас в отеле до самого момента вылета. Обязанность в заселении вас в отель возникает после того момента как: рейс в дневное время суток задержан на 8 часов, а в ночное время более чем на 6 часов. При этом отсчет ведется со времени указанном в билете.
  2. Доставкой вас от здания аэропорта до отеля транспортом авиакомпании. 

Правила закона помимо вышеуказанных услуг, обязуют авиаперевозчика выплачивать компенсацию за задержку при любых обстоятельствах:

  1. 3% от стоимости авиабилета, умноженные на количество часов в течении которых вылет произведен не был.
  2. 25% от минимального размера оплаты труда (7 800 рублей по состоянию на 01 июля 2017 года) по количеству часов задержки вылета.

Вы сможете осуществить возврат до 50 % от стоимости авиабилета в РФ.

Важно: в любом случае авиаперевозчик отказывается предоставлять вышеописанные услуги, вам придется оплатить поселение в отель и питание – самостоятельно. Впоследствии денежные средства, потраченные на это вы сможете получить с перевозчика.

Также в вопросе с чартерными рейсами. Если вы приняли решение состыковать несколько рейсов и в месте посадки пересесть на другой самолет, то в обязанности авиаперевозчика вменяется выдача вам билета на рейс с окончательным пунктом прибытия. При этом если меняется класс билета (был ВИП, а стал эконом). Компенсацию за это вы также можете стребовать с перевозчика.

Как получить компенсацию?

Потраченные вами денежные средства, а также компенсацию за испорченный отпуск вы можете получить путем подачи претензии авиаперевозчику к претензии необходимо приложить:

  • авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;
  • чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;
  • билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель — например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.

В выборе как направить претензию вы можете или самолично отнести данную претензию в офис авиакомпании, или направить ее заказным письмом на юридический адрес перевозчика по почте.

Следует помнить, что помимо расходов, понесенных вами вследствие задержки вылета, вы можете потребовать с авиакомпании компенсацию денежных средств, потраченных на оплату гостиницы, турпутевки и другие расходы, понесенные вследствие действий нерадивого авиаперевозчика. Законодатель устанавливает следующие сроки:

  1. При внутренних перевозках срок подачи претензии – 6 месяцев.
  2. В Европе претензии принимают в течение двух лет на основании Монреальской конвенции
    В Великобритании пассажир может получить возмещение за рейсы, отложенные или задержанные в течение последних шести лет.

Когда прекращать писать претензии и идти в суд

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ).

Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, вы можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Пакет документов в этом случае выглядит так:

  1. исковое заявление;
  2. копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;
  3. счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;
  4. документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;
  5. письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;
  6. ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

При этом следует помнить, что срок исковой давности составляет 1 год.

Когда вернут деньги?

Российское законодательство не устанавливает точных сроков возврата средств при вынужденном отказе пассажира от перелета: каждая авиакомпания действует в рамках собственных представлений о разумном периоде. Как правило, в России при отмене рейса по вине авиакомпании стоимость билета поступает на счет пассажира в течение двух месяцев. В отдельных случаях дело затягивается на полгода.

При переносе или отмене европейского рейса стоимость билетов или сумма компенсации должны быть перечислены в течение семи дней (п. 1 (a) ст. 8 и п. 2 ст. 10 Инструкции 261/2004).